Интервью #Vinylcodes о книгах, пластинках, коллекционном сумасшествии и других виниловых делах
Юрий Гришин – исследователь английских LP, автор весомых исследований о первых виниловых тиражах. С легкой руки журналистов и радиоведущих его часто называют «научно-исследовательским институтом в одном лице».Юрий уже издал четыре книги по изданиям лейблов «Island», «Harvest», «Charisma», «Vertigo». И сейчас работает над пятой.
Издания Юрия Гришина - и это не преувеличение, - пользуются спросом во всем мире. Их покупают коллекционеры Европы, США, Австралии, Южной Америки... Иногда, увы, кропотливые труды российского исследователя несут разочарование обладателям «первых прессов» — именно так, «первых» в кавычках, — которые после проверки с огорчением выясняют, что их экземпляры, с гарантиями от всезнающих продавцов, и часто купленные за баснословные деньги – отнюдь не являются «1st press».
*ДОСЬЕ Vinylcodes
Юрий Гришин начал коллекционировать пластинки с 8-ми лет. Увлекался, в основном, роком. За все время у него были разные комплекты аппаратуры – начиная от проигрывателя «Электроника», затем импортные, но, по словам Юрия, на аппаратуре он никогда не зацикливался. Его гораздо больше занимали пластинки. Сейчас уже не считает себя коллекционером, скорее – исследователем. Винил ему интересен, прежде всего, как предмет для изучения. Юрий Гришин не раз давал интервью российским и зарубежным изданиям. Но без проблем согласился пообщаться с нами.
VINYLCODES: Юрий, работа над классификацией пластинок – титанический труд. Особенно, если абсолютно все они проходят через руки автора каталога. А с Вами ведь так и было. Хочется посмотреть на это дело с точки зрения обычного коллекционера. Первый вопрос: не мешает ли процесс «сортировки» разных тиражей, поиски первого пресса удовольствию от прослушивания музыки?
Юрий Гришин: Я - простой человек, увлекаюсь этим так же, как и вы. Я уже не слушаю музыку - слишком много её было. Только техническая сторона вопроса. Стараюсь быть полезным человеком.
VINYLCODES: Техническая сторона вопроса… Это ведь достаточно редкий подход. Но пластинки в Вашей коллекции по-прежнему есть? Какие из них самые любимые?
Юрий Гришин: Пластики из коллекции мне пришлось продать, так как были нужны новые и новые, а стоили, - и стоят - они немалых денег. Сейчас трудно сказать, но в прошлом очень любил Jimi Hendrix и Alex Harvey.
VINYLCODES: То есть увлечение в прямом смысле поглотило коллекцию?
Юрий Гришин: Не увлечение, нет. Нехватка средств на пластинки. И еще мне нужно было заботиться о своей семье.
VINYLCODES: А какую пластинку из тех, что проходили через Вас лично Вы считаете самой ценной?
Юрий Гришин: BILLY COX'S NITRO FUNCTION - одноименный альбом.
VINYLCODES: А почему именно эта пластинка? Она ведь, судя по продажам на ресурсе Discogs, и не такая уж дорогая: в среднем, от 70 до 115 евро... Ну, есть продавцы, которые сейчас просят за нее 200 евро... Однако есть ведь, ну, не знаем – такие монстры как The Beatles или Queen, или еще что-то из классического золотого списка…
Юрий Гришин: Нет, Битлы - это избитая тема. Элвис Пресли, Роллиг Стоунз, Дэвид Боуи, Куин.... Неинтересно. А эта пластинка не так часто встречается. Да и по музыке неординарная, хотя непохожих мелодий практически не бывает. Думаю, что автор посвятил эту пластинку Джими Хендриксу. Уж больно много гитарных эффектов.
VINYLCODES: Будем надеяться, что фанаты Queen, The Beatles, Bowie и других великих групп и музыкантов не поднимут нас после этого интервью на свои воображаемые вилы…
Побеседуем теперь о Ваших книгах. Как нам видится, они ориентированы больше на англоязычную публику — даже на обложках у некоторых нет ни слова по-русски. В России мало покупателей? Отличаются ли коллекционеры пластинок в России и в США, Европе?
Юрий Гришин: Книги покупали в равном количестве. И на Руси, и за её пределами. Однако на Западе коллекционеры несколько другие. Они не так держатся за свои коллекции, как у нас истинные коллекционеры. Они могут продать любую пластинку, если назначишь хорошую цену. У нас таких тоже хватает. Но у настоящих коллекционеров пластинки не так просто выудить. Наверное, это потому, что в нашей стране их труднее достать. Я уже не говорю про 1980-е. У каждой пластинки своя история: история поиска, охоты за ней. Видимо, потому и наши коллекционеры больше держатся за них.
VINYLCODES: Как появилась идея Вашей первой книги?
Юрий Гришин: Я писал для самого себя в первую очередь. Потом спросил у знакомых, будет ли это им интересно. Люди ответили, что хотелось бы иметь такие книги.
VINYLCODES: Как долго приходилось работать над другими изданиями? Извините за такой вопрос, но действительно ли они пользуются спросом за рубежом? Расхожее мнение: удивить иностранных коллекционеров пластинок исследованиями, которые проведены российскими специалистами, невозможно. Однако Вам удалось сломать этот стереотип.
Юрий Гришин: На написание каждой книги уходил примерно один год. Первой был том о компании Island. Эта книга продавалась больше всех. Я думаю, потому что раньше таких книг не было. Но не забывайте, что я не торговец. Я мало знаком с этой сферой книгоиздательства. Над последней книгой работал в общей сложности лет девять.
VINYLCODES: Многие коллекционеры носятся с первыми прессами. Однако, на Ваш взгляд, имеет ли значение различие между первым прессом и вторым?
Юрий Гришин: Я согласен с мнением, что номер пресса не имеет значения, но с различием в год-три-пять лет. Но в этом-то вся соль коллекционирования. Все хотят иметь именно первый.
VINYLCODES: Ну, и если уж заговорили о 1st press, то… бывают альбомы, на которых яблоки первых-вторых прессов одинаковые. И соответственно, оттиски на сгонах (прим: пустых полях у бумажной этикетки) пластинок тоже. Как в таком случае отличить первый пресс?
Юрий Гришин: Приведите, пожалуйста, пример.
VINYLCODES (Вадим Марков): Помнится, я голову сломал, пытаясь разобраться в номерах английских прессов Jethro Tull – «Stand Up»...
Юрий Гришин: Надо смотреть, где издана пластинка впервые. Таков и есть оригинальный номер. В случае с Jethro Tull – «Stand Up» - это ILPS 9103.Дальше надо знать историю лейбла, его отношения с разными странами, условия контрактов... Ошибка многих людей такова: они рассматривают отдельную, интересующую только их, группу. Они не видят всю картину. Заостряют внимание на дизайне этикеток, расположении на них надписей. Создают какие-то теории, называют их своим именем. Все это не совсем верно...
VINYLCODES: Однако возвращаясь к Джетро Талл (хочется все таки разобраться) в случае с ILPS 9103 все-таки играет роль дизайн этикетки? Ведь их несколько с разным дизайном яблок, но с одинаковым каталожным номером.
Юрий Гришин: Пластинки с первыми двумя этикетками вышли в одно и то же время. Одновременно или одна за другой. Вот они:
Третий выпуск состоялся во второй половине 1970-х годов. Там дизайн этикетки такой:
VINYLCODES: Однако если говорить о первом прессе, то в случае с Jethro Tull – «Stand Up» это будет только самая первая, что Вы указали — с бледно-розовым яблоком и надписью «Made in England» внизу? Нет?
Разве может быть первый пресс с двумя вариантами яблок?
Юрий Гришин: Этикетки печатались впрок. Матричные номера - одни и те же. Пластинка с правой этикеткой была у меня в двух вариантах:
ILPS+9103+A // ILPS+9103+B
ILPS+9103+A2 // ILPS+9103+B
VINYLCODES: То есть все-таки первым прессом можно смело назвать ILPS 9103, с надписью на виниле на сгоне у яблока ILPS+9103+A // ILPS+9103+B и с двумя вариантами этикеток?
Юрий Гришин: Да, все верно. Лично я так считаю.
VINYLCODES: Хм… Дизайн яблока не играет роли. Расположение надписей на конверте не играет роли… Юрий, Вы сейчас меняете закостеневшее мировоззрение некоторых коллекционеров пластинок!
Юрий Гришин: Поймите одну простую вещь: это ведь всего лишь бизнес. Никто в те годы не заморачивался насчёт коллекционеров. Издатели, по сути, «калабашки» делали. А спустя несколько лет, после 1979 года, стали говорить, что у пластинок 1960-х годов звук лучше и прочее, прочее, прочее.
VINYLCODES: Это все из-за смены стандартов RIAA...
Юрий Гришин: Может быть.
VINYLCODES: Но в СССР тоже ведь была своя музыкальная индустрия. Многие российские коллекционеры не любят издания зарубежных музыкантов от «Мелодии» СССР. А как к таким пластинкам относитесь Вы?
Юрий Гришин: У «Мелодии» предостаточно своей замечательной музыки, качественно сведённой и хорошо звучащей. Мне эти записи нравились и нравятся. Например, «Песняры», «Поющие гитары», Муслим Магомаев.
VINYLCODES: Вы, случайно, не планируете путеводитель по изданиям от «Мелодии» сделать?
Юрий Гришин: Нет, определением прессов «Мелодии» я не занимался. Буду ли этим заниматься, пока не знаю.
VINYLCODES: А как Вы относитесь к советским и российским изданиям зарубежного рока начала 1990-х годов? Например, «АнТроп», «Santa» и прочие - когда были изданы откровенные пиратские копии?
Юрий Гришин: Да нормально отношусь. Это ведь одна и та же компания.
VINYLCODES: Многие ведь презрительно о них отзываются. Мол: фирменные пластинки — это круто, а «тропильники» - полное дерьмо. А Вы что думаете на этот счет?
Юрий Гришин: Ну, пластинки есть пластинки. Все они, если говорить в общем, — товар широкого потребления - ШИРПОТРЕБ! Это как посмотреть на тропиловские издания. Они ведь имеют оригинальное оформление. И с этой точки зрения представляют какую-то ценность. И мы в начале 1990-х очень хорошо обменивались ими с англичанами.
VINYLCODES: Самое большое разочарование по звуку первого пресса, которое у Вас было?
Юрий Гришин: Я звуком никогда не занимался, у меня другие интересы.
VINYLCODES: Вы ведь тоже когда-то прошли путь в поисках истины: что называть первым прессом, что переизданием, а что - оригиналом. И если с первыми прессами теперь все более-менее понятно, то насчет оригиналов, лицензионных изданий и тп. - есть ли градации? Например, можно ли называть первым прессом какие-то пластинки «Битлз», изданные во Франции?
Юрий Гришин: Насчёт французских изданий «Битлз» могу сказать, что и синий, и оранжевый «Les Beatles», изданные на Odeon являются первыми прессами.
Если же говорить о первых изданиях музыкальных альбомов в других странах, то они называются лицензией. Я как раз сейчас работаю над книгой, в которой всё намереваюсь объяснить о лицензиях и оригиналах. Думаю, что закончу её уже в этом году.
VINYLCODES: Большое спасибо, будем ждать Ваши новые книги.
Автор интервью: Вадим #vinylcodes Марков